Влияние выбора учебника информатики на результаты ЕГЭ

Автор: admin Опубликовано: Апр 5, 2010 В рубрике: Выбор учебника, Новости

Общественно-государственная экспертиза учебников и Федеральный совет по учебникам МОН РФ организовали на своем сайте форум «Влияние выбора учебника информатики на результаты ЕГЭ».Мы считаем, что это очень острый вопрос и предлагаем некоторые выдержки из форума, которые мы сочли актуальными.

На тему форума натолкнуло обращение одного из учителей информатики Красноярского края:
«Действительно, сколько лет преподаю информатику (а уже давно!), столько и существует этот вопрос: никогда не видел учебников, полностью удовлетворяющих стандартам (по моему мнению), а главное, чтобы с помощью одного учебника, можно было бы подготовить учеников к выпускным экзаменам (ранее), сейчас ЕГЭ.
«Примерные программы» часто не совпадают по часовой нагрузке с нагрузкой учителя, а учебники не совпадают ни с тем, ни с этим…
Честно говоря, преподавал много других предметов школьного курса, такого не встречал… Ситуация называется «меж двух огней», с одной стороны:
— подбери какой-нибудь допущенный учебник под свою нагрузку, программу автора, по ней планирование, и все. Но! Заведомо понятно, что часть стандартов будут не даны детям, и уж тем более они не сдадут экзамен без дополнительной, и очень немалой подготовки…»
Выбор УМК для учителя информатики является одной из актуальных проблем, в связи с постоянной сменой как учебных пособий, так и изменений в науке. На портале «Общественно-государственная экспертиза учебников» представлен достаточный перечень учебных пособий по информатике. Но сами пособия, как говорят учителя, не полностью соответствуют стандартам образования в области информатики, как и не соответствуют контрольно-измерительным материалам. Это отмечают все, и показателен форум, проведенный на сайте ОГЭУ «Уроки ЕГЭ-2009», где данные вопросы обсуждались достаточно широко.
Уже результаты ЕГЭ-2009 известны полностью, и каждый учитель может соотнести свои действия по выбору УМК, построению учебного процесса и применения различных методик обучения с результатами итоговой аттестации. Он уже сделал выводы, определил свои дефициты и дефициты детей и по-новому вступает в 2009-2010 учебный год.
Но проблемы остаются! Эти же проблемы есть и у молодых педагогов, только пришедших в школу…Как увязать УМК, КИМы и Стандарты… Как подготовить ученика к успешному прохождению итоговой аттестации…
Цель данного форума — подготовить набор рекомендаций по использованию дополнительного материала при изучении курса информатики по различным УМК в соответствии со стандартами и контрольно-измерительными материалами.

Далее, цитируем мнение учителей:
1.Действительно, самый быстро изменяемый предмет на сегодняшний день — информатика. Если не идти в ногу со временем, можно и не успеть за развитием новых информационных технологий. И мы — учителя информатики ощущаем это больше всех. А пока сейчас ситуация такая, что учебник и подготовка к ЕГЭ — это по сути разные вещи, хотя хотелось бы как раз наоборот. И детям удобно, и учителям.

2. Нет такого предмета, который бы так изменялся за такое короткое время… даже его название. Естественно, что и авторам учебников приходится всё время держать руку на пульсе развития научно-технического прогресса. Вспомните, чем учащиеся занимались 15 лет назад и как изменился курс на сегодняшний день. Конечно задачи группы С в то время в ребята решили бы, мне кажется, лучше. Но ведь есть ещё и «…ИКТ», тогда эти технологии были в зачаточном состоянии, по сравнению с сегодняшними, а количество часов по базовому курсу не изменилось.
Изучая предмет на базовом уровне, однозначно можно сказать, что просто невозможно создать такой учебник, который бы позволил подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Если говорить о профильном уровне, то давайте, просто применим арифметику. На ЕГЭ 47,5% от максимального первичного балла дают задания по алгоритмизации и программированию, примерное время, выделяемое на решение этих задач 62,5% . Ну а теперь подсчитайте, кто из авторов учебников придерживается этих пропорций в своём курсе…
Тогда встаёт вопрос: «Что же делать?». Авторы предыдущих сообщений приводят разные способы, но ведь это, можно сказать, «частные решения». Раз все сошлись во мнении, что невозможно подготовить к успешной сдаче ЕГЭ только по одному из рекомендованных/допущенных учебников по информатике и ИКТ, и количество часов явно недостаточно (имеется ввиду — базовый уровень), то может стоит увеличить количество часов за счёт регионального или школьного компонента. Но тогда опять же потребуется полная линейка УМК для преподавания непрерывного курса информатики и ИКТ… зато сколько у нас возможностей для творчества!

3. Действительно, нет хорошего учебника информатики для хорошей подготовки к ЕГЭ. Да и задачника, пожалуй, тоже… Я беру за основу профильный учебник Угриновича и, конечно, 4 часа в неделю информатики. Кроме этого, 2 часа элективных курсов (разных — информатика, математика и информатика с математикой). Также отдельно с выбравшими сдавать ЕГЭ по информатике — занятия (2 часа) по воскресеньям и на каникулах каждый день (кроме 1 января). В планировании явно недостаточно часов выделено на логику, системы счисления и программирование. Дополнительные занятия ликвидируют эти недостатки.
Думаю, что на ЕГЭ надо натаскивать и поэтому мне учебник, если по-честному, не нужен. Интернет есть — а там и электронных пособий разных море, да и вариантов ЕГЭ тоже (хотя, их много не бывает). Хорошо бы иметь такой же открытый сегмент на сайте фипи по информатике, как теперь есть по математике…

4. Учебника по информатике, который бы удовлетворял всем требованиям сегодняшнего дня, на данный момент нет.
Я работаю по учебнику «информатика и ИКТ» Угриновича первый год. И считаю этот учебник наиболее приемлемым при подготовке к ЕГЭ по информатике. Но научиться программированию на том уровне, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ, по учебнику Угриновича, на мой взгляд, не возможно. Я использую самоучитель по Паскалю, т.к. преподаю этот язык.

Полностью материал и другие комментарии при желании, можно посмотреть на сайте.

Информация: Близятся праздники? В душевном блоге о подарках вы найдете варианты поздравлений как своим коллегам-учителям, так и родственникам или друзьям. Подарки на любой кошелек и цвет купюр!

Вы можете обсудить этот пост комментариях или в нашем чате, который находится в верхнем правом углу сайта. Если вы не знаете как общаться в чате, то скорее жмите СЮДА! Приятного Вам общения :)

Прокомментировать

Copyright © 2018 Урок информатики All rights reserved.
Тема доработана интернет студией SMOpro, специализация которой реклама в блогах.