Рабочий стол. Управление мышью

Автор: Опубликовано: Ноя 28, 2010 В рубрике: Конкурсы, открытые уроки

img21.JPGРазработка урока по информатике

Тема урока: «Рабочий стол. Управление мышью».

Класс: 5

Учитель: Сазонова Елена Вячеславовна

 Цели урока:

·                     Образовательная: ввести на интуитивном уровне первые понятия графического  интерфейса – рабочий стол, значок, ярлык; показать, что пользователь может взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши; научить учащихся основным действиям с мышью; проверить знания учащихся по теме «Клавиатура».

·         Развивающая: развивать умение выделять главное, существенное; обобщать имеющуюся информацию; развивать навыки самостоятельной работы,

·                     Воспитательная: формировать познавательные потребности и интерес к предмету; воспитать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость; воспитывать стремление к преодолению возможных негативных последствий для здоровья при работе на компьютере за счет соблюдения техники безопасности и проведения здоровьесберегающих пауз.

 

Тип урока: комбинированный урок – обобщения и контроля знаний, изучения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник «Мир информатики» 3 год обучения, презентация.

План урока:

·         Организационный момент (1 мин).

·         Актуализация знаний (3 мин).

·         Повторение пройденного материала (5 мин).

·         Проверочная работа по теме «Клавиатура» (8 мин).

·         Изучение нового материала (8 мин).

·         Физкультминутка (2 мин).

·         Практическая часть (10 мин).

·         Домашнее задание (1 мин).

·         Итоги урока. Рефлексия (2 мин).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель: сообщить тему урока, цели урока, создать положительный настрой учащихся на приобретение знаний.

Деятельность учителя: создает условия для возникновения потребности у учащихся к деятельности.

Деятельность ученика: учащиеся понимают положительный настрой, самоопределяются в действиях.

II. Актуализация знаний.

Цель: активизировать внимание учащихся, создать обстановку сотрудничества.

Учитель классу задает вопросы:

1. Давайте вспомним, для чего предназначен наш главный помощник на уроках информатики, персональный компьютер? (Для работы с информацией).

2. А что мы называем информацией? (Любые сведения об окружающем нас мире).

3. Назовите основные устройства компьютера (монитор, системный блок, клавиатура).

4. Скажите мне, что общего у клавиатуры, сканера, мыши и микрофона? (Все эти устройства предназначены для ввода информации).

 

III. Повторение пройденного материала.

Цель: проверить уровень знаний,  умений и навыков по теме «Клавиатура».

Деятельность учителя: через организацию игровых моментов идет проверка усвоения базовых знаний, умений и навыков.

Деятельность ученика: через участие в игре проверяются и закрепляются базовые  знания, умения и навыки.

Игра-опрос. Помоги Незнайке (игровой момент).

Учитель. Теперь поговорим о клавиатуре подробно.

На какие группы можно разделить все клавиши клавиатуры? (функциональные клавиши, символьные клавиши, клавиши управления курсором, специальные клавиши, дополнительная клавиатура).

 

Учитель. Ой, ребята! Совсем забыла: рано утром к нам в школу пришла телеграмма от Незнайки. Помнится, он уже пытался стать художником, музыкантом и поэтом. Думаю, теперь он  решил освоить компьютер. Открываем телеграмму? Да, так и есть. Незнайка просит помощи (на экране демонстрируются слайды с текстом телеграммы).

 Вот сижу я за компьютером
И хочу писать слова,
Жаль, что тут язык английский,
Помогите мне друзья.

 С помощью каких клавиш можно поменять язык клавиатуры?

 Имя свое я хочу написать
Где бы заглавные буквы сыскать?

(Для ввода заглавной буквы следует нажать одновременно клавишу с нужной буквой и клавишу Shift)

  Вновь проблема – в конце строчки
Я забыл поставить точку.
Как быстро мне туда попасть,
Чтобы время даром не терять?

(Нажать клавишу End)

Два слова слились,
Что наделал – беда
Скорей разделите
Мне их детвора.

                                          (Подводим курсор в нужное место и нажимаем клавишу пробела).

Учитель: Молодцы, ребята! У меня к вам тоже есть вопросы. Посмотрите на эту надпись:

МАЛ/ШИНА

1.     Что получится после работы клавиши {Backspace}? (Машина).

2.     Что получится после работы клавиши {Delete}? (Малина).

3.     Что получится после того, как клавиша {Backspace} будет нажата 3 раза? (Шина).

4.     Что получится после того, как будет выполнена такая последовательность команд: {Backspace {Delete}, {Delete}? (Маша).

Учитель: Молодцы, ребята! Справились с заданием.

 

IV. Проверочная работа по теме «Клавиатура».

Цель: проверить знания учащихся по теме «Клавиатура».

Деятельность учителя: раздает учащимся карточки с тестовыми задания, проводит инструктаж.

Деятельность ученика: отвечают на вопросы теста.

 

Учитель: Теперь проверим ваши знания по теме «Клавиатура» Вам предлагается выполнить семь тестовых заданий.

Учащимся раздаются карточки с тестовыми заданиями.


Тест по теме «Клавиатура»

Вариант 1

1. Клавиши {Home}, {PageUp}, {-}, {?}, {End} относятся к группе:

  1. функциональных клавиш
  2. клавиши управления курсором
  3. специальных клавиш
  4. символьных клавиш

2. Для ввода прописной буквы одновременно нажимают клавишу с ее изображением и клавишу:

  1. {CapsLock}
  2. {PageUp}
  3. {Shift}

3. Положение курсора в слове с ошибкой отмечено чертой: ИГР/РА . Чтобы исправить ошибку, следует нажать клавишу:

  1. {Delete}
  2. {Backspace}
  3. {Delete} или {Backspace}

4. Положение курсора в слове с ошибкой отмечено чертой: ПРОЦЕС/ССОР. Чтобы исправить ошибку, следует нажать клавишу:

  1. {Delete}
  2. {Backspace}
  3. {Delete} или {Backspace}

5. Укажите основную позицию пальцев на клавиатуре.

  1. ФЫВА – ОЛДЖ
  2. АБВГ – ДЕЁЖ
  3. ОЛДЖ – ФЫВА
  4. ДЕЁ – АБВГ

6. Иван набирал текст на компьютере. Вдруг все буквы у него стали вводиться прописными. Что произошло?

  1. Сломался компьютер
  2. Сбой в текстовом редакторе
  3. Случайно была нажата клавиша {CapsLock}
  4. Случайно был зафиксирован режим ввода прописных букв

7. Подберите пары для клавиш (соедините стрелками).

z6.JPG

Тест по теме «Клавиатура»

Вариант 2

1. Клавиши {Shift}, {Esc }, {Enter }, { CapsLock} относятся к группе:

  1. функциональных клавиш
  2. клавиши управления курсором
  3. специальных клавиш
  4. символьных клавиш

2. Чтобы написать только прописные буквы следует нажать клавишу:

  1. {CapsLock}
  2. {PageUp}
  3. { PageUp }

3. Положение курсора в слове с ошибкой отмечено чертой: МО?АНИТОР . Чтобы исправить ошибку, следует нажать клавишу:

  1. {Delete}
  2. {Backspace}
  3. {Delete} или {Backspace}

4. Положение курсора в слове с ошибкой отмечено чертой: ДИАГРАММ?МА. Чтобы исправить ошибку, следует нажать клавишу:

  1. {Delete}
  2. {Backspace}
  3. {Delete} или {Backspace}

5. Для переключения клавиатуры с режима ввода латинских букв и обратно используют комбинацию клавиш:

  1. {Ctrl}+{Shift} или {Alt}+{Shift} (слева)
  2. {Shift}+ буква
  3. {Ctrl}+{Alt}
  4. {Ctrl}+{Shift} или {Alt}+{Shift} (справа)

6. Для ввода цифр Маша хотела воспользоваться дополнительной клавиатурой. Но как она не нажимала на эти удобно расположенные цифровые клавиши, цифры на экране не появлялись. В чем здесь дело?

вводиться прописными. Что произошло?

  1. Сломался компьютер
  2. Неисправна клавиатура
  3. Не включен цифровой режим дополнительной клавиатуры NamLock
  4. Случайно был зафиксирован режим ввода прописных букв

7. Подберите пары для клавиш (соедините стрелками).

 z7.JPG

 Ответы к тесту:

Вариант 1

1.      Клавиш управления курсором

2.      {Shift}

3.      {Backspace}

4.      {Delete} или {Backspace}

5.      ФЫВА – ОЛДЖ

6.      Случайно была нажата клавиша {CapsLock}

7.      {Esc} — {Enter}, {End} — {Home}, {PageUp} — {PageDown}, {Backspace} — {Delete}, ? — {?}

Вариант 2

1.      Специальных клавиш

2.      {CapsLock}

3.      {Delete}

4.      {Delete} или {Backspace}

5.      {Ctrl}+{Shift} или {Alt}+{Shift} (справа)

6.      Не включен цифровой режим дополнительной клавиатуры NamLock

7.      {Esc} — {Enter}, {End} — {Home}, {PageUp} — {PageDown}, {Backspace} — {Delete}, ? — {?}

 

V. Изучение нового материала «Рабочий стол. Управление мышью».

Цель:  ввести первые понятия графического  интерфейса – рабочий стол, значок, ярлык; показать, что пользователь может взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши.

 Деятельность учителя: знакомит учащихся с понятием графического  интерфейса – рабочий стол, значок, ярлык; показывает, что пользователь может взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши.

Деятельность ученика: знакомятся  с понятием графического  интерфейса – рабочий стол, значок, ярлык; узнают о способах взаимодействия с программами и устройствами компьютера с помощью мыши.

 

При введении понятия рабочего стола учитель идет от бытовых представлений учащихся о рабочем столе. Для этого использует задание № 14 на стр. 64 рабочей тетради с печатной основой. Устно обсуждает с учащимися, какие объекты из приведенного списка могут присутствовать на письменном столе.

После этого учитель переходит к описанию компьютерного рабочего стола. Этот рассказ сопровождается демонстрацией на интерактивной доске соответствующего изображения. Учитель показывает различные варианты оформления рабочего стола (фон, заставка и др).

Затем учитель рассказывает о том, как устроена компьютерная мышь и как ею следует управлять. Во время объяснения демонстрируются слайды презентации.

Перед переходом к следующему этапу урока учителем проводится работа по здоровьесберегающей технологии: физкультминутка.

 

VI. Практическая работа

Цель:   через обучающие игры электронного учебника научить пятиклассников уверенно выполнять перемещение указателя мышки в нужном направлении, щелчки левой и правой кнопками, двойной щелчок и перетаскивание объектов с помощью мышки.

Деятельность учителя: дает задание учащимся, дает инструкции к его выполнению.  

Деятельность ученика: самостоятельно выполняют практическую работу.

На компьютерах установлен электронный учебник CD «Мир информатики».

Учащиеся работают с разделом «Работа с мышью».

(Время работы на компьютере распределено рационально).

 z1.JPG  z2.JPG  z3.JPG 

z4.JPG  z5.JPG

VII. Домашнее задание

Деятельность учителя: информировать учащихся о выполнении домашнего задания.

Деятельность ученика: фиксируют его в дневниках.

§2.5, § 2.6, РТ: № 13 – стр. 64, № 15 – стр. 65.

 

VIII. Итоги урока. Рефлексия.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

Учитель. На этом уроке мы познакомились с элементами компьютерного Рабочего стола, и освоили основные действия с мышью.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1.     Перечислите основные элементы Рабочего стола компьютера.

2.     С помощью чего обеспечивается быстрый доступ к различным устройствам и программам компьютера?

3.     Для чего нужна мышка?

4.     Что является образом мышки на экране?

5.     Каким образом осуществляется управление компьютером с помощью мышки?

 

 

Вы можете обсудить этот пост комментариях или в нашем чате, который находится в верхнем правом углу сайта. Если вы не знаете как общаться в чате, то скорее жмите СЮДА! Приятного Вам общения :)

Прокомментировать

Copyright © 2018 Урок информатики All rights reserved.
Тема доработана интернет студией SMOpro, специализация которой реклама в блогах.