Технология обработки числовой информации

Автор: admin Опубликовано: Сен 15, 2010 В рубрике: открытые уроки

fff1.JPGПредлагаем Вашему вниманию разработку открытого урока. Автор работы — О.Б. Воронкова, учитель информатики НСВУ МВД РФ. Данный урок является завершающим по теме «Электронные таблицы» и направлен на проверку навыков и умений построения графиков математических функций. Поскольку урок интегрирован с курсом математики, то распечатанный материал на построение и анализ графиков передается учителю математики для выставления оценок по этому предмету. Таким образом, за одно выполненное задание учащиеся могут получить две оценки по разным предметам. Доказывается прикладной характер информатики и мотивируется изучение информационных технологий.

Раздел «Технология обработки числовой информации»

Тема урока: Создание графиков
Цели урока:
Обучения — Отработать и закрепить навыки создания графиков, диаграмм, систематизировать знания при работе с Мастером функций и Мастером диаграмм.
Развития- Коммуникативно – технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий.
Воспитания- Эстетического оформления, чувства гармонии, самостоятельности.
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков, а также обобщение знаний.
Вид урока: интегрированный урок (математика).
Методы обучения: словесный в сочетании с практической работой.
Форма обучения: коллективная и индивидуальная.
Прием обучения: объяснительно – побуждающий, частично-поисковый.
Структура урока: орг.момент, актуализация опорных знаний, закрепление приобретенных навыков, подготовка к восприятию самостоятельного задания, самостоятельное исполнение за компьютером, подведение итогов.
Оборудование: ПК, сетевое окружение ПК, интерактивная доска, фломастерная доска, принтер, файловые папки при ПК, пособие «Информатика. Методическая копилка преподавателя» О.Б. Воронкова.
Программное обеспечение: Windows XP, MS Excel, файл «Тест по формулам» (Приложение 12), файл «Демонстрационный вариант ЛР» Лист «Построение графика», файл «Демонстрационный вариант ЛР» Лист «Коррекция графиков», Приложение 1- Инструкция к выполнению практической работы, Приложение 2 – Демонстрационный вариант практической работы для обсуждения элементов форматирования и ввода информации, Приложение 3 — Демонстрационный вариант практической работы для коррекции графика, Приложения 4-7 – Лабораторная работа вариантов 1-4, Приложения 8-11 Лабораторная работа вариантов 1-4 с ответами.

Ход урока.
I. Оргмомент (3 мин)
Сегодня мы проводим интегрированный урок информатика-математика, результаты этого урока (распечатки) я передам преподавателю математики для оценивания ваших трудов по этому предмету.
II. Актуализация опорных знаний. (10 мин)
1. Какая по типу бывает информация, чем различается? (первичная, вторичная)
2. Как создаются диаграммы, какие по типу они бывают? (Мастер диаграмм, круговые, гистограммы, графики).
3. Какие предварительные действия необходимо выполнить? (построить таблицу)
4. Какие типы адресов существуют в ЭТ? (относительные и абсолютные).
5. В чем разница операций копирование и автокопирование, что происходит с формулами во время автокопирования? (при автокопировании относительные адреса изменяются на 1 относительного заданного, а абсолютные остаются без изменения).
Открыть файл «Тест по формулам» — 1 отвечающий у доски.
Вопросы из материалов ЕГЭ разных лет. (Лист1, Лист 2, Лист 3, Лист4, Лист 5 про диаграммы).
III. Подготовка к выполнению практической работы (10 — 15 мин)
Попросить достать файловые папки у компьютеров. На 1 странице разобрать инструкцию по выполнению практической работы (Приложение 1). Номер варианта называется в то время, когда воспитанники сядут за ПК для выполнения работы. Всего 4 варианта заданий (Приложения 4-7).
На интерактивной доске открыть файл «Демонстрационный вариант ЛР»
Лист «Построение графика» (Приложение 2) — идет объяснение формирования записей работы и требований к выполнению.
1. Какие значения Х лучше взять для вычисления и построения функции У? Как рациональнее заполнить все значения Х? Значения формул?
2. Как написать х2, как в формуле выразить степень?
3. Как произвести автоподбор ширины ячеек?
4. Какой тип диаграмм выбираем для построения графиков математических функций?
5. Как точнее определить значение координат пересечения функций? (расширить область диаграмм или построить на отдельном листе).
6. Для построения тригонометрических функций к какому Мастеру следует обратиться, где он находится? В каком измерении должны мы задавать аргумент тригонометрической функции?

Лист «Коррекция графиков» (Приложение 3) — идет пояснение к правильному исполнению и коррекции графика по построенному.
1. По значениям квадратичной функции наблюдаем, что крайнее правое значение у нас 37, поэтому для симметрии сделаем крайним левым значением тоже 37. Для этого выделим диапазон значений Х, У1 и У2 и удалим эти значения.
2. На интерактивной доске после обсуждений вносятся изменения в таблицу значений Х и У, соответственно меняется график.

IV. Выполнение практической работы за ПК. (20 мин).
Для тех, кто успел справиться с практической работой и вывел результаты на печать, предложить (на фломастерной доске они записаны) самостоятельно построить графики Y= 2 SIN (X — PI/3)
Y= 2 SIN (2X — PI/4)
Y= |X| + 1 (абсолютное значение)
На интерактивной доске предложен кроссворд по ЭТ
(файл Кроссворд по ЭТ.notebook)

V. Подведение итогов.
VI. Подготовиться к КР.

Самоанализ урока

Данный урок является завершающим в подаче новых знаний, навыков и умений в разделе программы «Электронные таблицы». Следующий за ним урок – контрольная работа по теме.
Цели урока:
Обучения — Отработать навыки создания графиков, диаграмм, повторить и систематизировать знания при работе с Мастером функций и Мастером диаграмм, стимулировать интерес воспитанников к данной теме и учебным предметам в целом.
Развития- Коммуникативно – технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий, умений применять полученные знания при решении задач различной направленности, развитие речи.
Воспитания- Эстетического оформления, чувства гармонии, самостоятельности, ответственности, расширение кругозора, воспитание информационной культуры.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, комбинированный, интегрированный (математика).
Вид урока: урок – практикум, анализ ситуаций, практических работ.
Методы обучения: метод исследовательских заданий.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
Прием обучения: инструктивно – практический, объяснительно – побуждающий, частично — поисковый.
Технология: проблемно – исследовательская, элементы интерактивной технологии.
Структура урока: актуализация опорных знаний, формирование умений и навыков, закрепление приобретенных навыков.
Оборудование: ПК, сетевое окружение ПК, интерактивная доска, фломастерная доска, принтер, файловые папки при ПК, пособие «Информатика. Методическая копилка преподавателя» О.Б. Воронкова. кроссворды и натворды по теме
Программное обеспечение: Windows XP, MS Excel, файл «Тест по формулам» (Приложение 12), файл «Демонстрационный вариант ЛР» Лист «Построение графика», файл «Демонстрационный вариант ЛР» Лист «Коррекция графиков», Приложение 1- Инструкция к выполнению практической работы), Приложение 2 – Демонстрационный вариант практической работы для обсуждения элементов форматирования и ввода информации, Приложение 3 — Демонстрационный вариант практической работы для коррекции графика, Приложение 4 7 – Лабораторная работа вариант 1-4, Приложение 8-11 Лабораторная работа вариантов 1-4 ответы.

Урок построен на деятельной основе с применением проблемно-исследовательской технологии и элементов интерактивных технологий, что обеспечивает развитие познавательной деятельности воспитанников и взаимосвязь изучаемых предметов. Интерес к изучению предмета информатика подкреплен стандартными заданиями из области математики и подтверждает прикладной характер информатики как науки, оказывая неоценимую помощь в визуализации процесса построения и анализа графиков математических функций. Этим я достигаю мотивационной цели – показывая прикладное применение информатики в реальной жизни. Применение элементов интерактивной технологий на заданиях ЕГЭ прошлых лет обеспечивает развитие познавательной деятельности воспитанников, дает им возможность проявить себя, заставляет работать в напряженном темпе, что стимулирует умственную активность. На уроке реализован как личностно-ориентированный подход обучения так и коллективный, продемонстрирован этап проверки знаний предыдущей темы по форматированию информации. В ходе урока обучающиеся повторили материал устно, прорешали задания ЕГЭ у интерактивной доски, имели возможность сразу раскрыть правильный ответ, а также после соответствующих инструкций выполнить практическое задание за ПК. По распечатанным результатам на бумаге преподаватель информатики и математики сделал вывод о приобретенных знаниях двух дисциплин. Большое внимание уделялось технической терминологии умению обобщать и делать выводы, что существенно определяет возможность и преимущество каждой личности в обучении.

Структуру урока составляют 6 основных этапов: орг.момент, актуализация опорных знаний, закрепление приобретенных навыков, подготовка к восприятию самостоятельного задания, самостоятельное исполнение за компьютером, подведение итогов.
Каждый этап логически завершен, подведен итог и настроен на восприятие следующего этапа.
Дидактический материал доступен в понимании и усвоении, связан с практикой, логически переходит из одной области применения к другой, что раскрывает общедидактические принципы содержания урока. Содержание индивидуальных заданий составлено по учебнику математики за 10 класс.
Санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером соблюдены, смена умственной деятельности чередуется с активной работой за ПК. Для опережающего обучения подготовлены дополнительные задания по построению графиков более сложных функций.
Для успешно справившихся с практической работой предложены кроссворды по теме, как в бумажном варианте, так и на интерактивной доске. У доски кроссворд заполняли 2 человека, передвигая буквы в нужные места. Использование утилиты множественного клонирования позволило работать одновременно сразу двум отвечающим.

Мониторинг учебных достижений продемонстрировал уверенность воспитанников в усвоении знаний, умений, навыков и готовности к контрольной работе.
Урок достиг поставленных целей.
Приложения к открытому уроку можно скачать :ЗДЕСЬ .

Вы можете обсудить этот пост комментариях или в нашем чате, который находится в верхнем правом углу сайта. Если вы не знаете как общаться в чате, то скорее жмите СЮДА! Приятного Вам общения :)

Прокомментировать

Copyright © 2018 Урок информатики All rights reserved.
Тема доработана интернет студией SMOpro, специализация которой реклама в блогах.