Создание и редактирование диаграмм

Автор: Опубликовано: Дек 2, 2010 В рубрике: Конкурсы, Электронные таблицы

img21.JPGПлан-конспект урока
«Табличный процессор EXCEL.
Создание и редактирование диаграмм»
9 класс
Учитель: Гаврин Дмитрий Анатольевич
Белгородская область, г. Старый Оскол
МОУ СОШ №40

Цели урока:
образовательные – научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм;
воспитательные – развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;
развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Возраст учащихся: 9 класс.
Оборудование: компьютерный класс с мультимедийным проектором, презентация урока.
Программное обеспечение: MS Excel 2003, NetOp School (для трансляции изображения с монитора учителя на все мониторы учеников и трансляции изображения ученического монитора на большой экран).
Раздаточный материал: опорные конспекты для учащихся.


План урока
• Организация класса.
• Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и целей урока.
• Объяснение нового материала.
• Самостоятельная работа.
• Творческое задание.
• Подведение итогов урока.
• Домашнее задание.
Ход урока
1. Организация класса.
На прошлых занятиях мы познакомились с основными принципами решения задач, представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод и копирование данных, выполнять расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы.
Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста.
2. Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и цели урока.
(Обучающиеся выполняют работу — ребус на компьютере и сообщают учителю полученный ответ).
Ребята, посмотрите на свои ответы и скажите какое слово зашифровано? (Ответ: Диаграмма.)
Тема нашего урока «Работа с таблицами в Excel и построение диаграмм».
Сегодня на уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц, научимся строить диаграммы, а также их форматировать, т.е. оформлять и делать их более привлекательными, красочными.
3. Объяснение нового материала.
Диаграмма — это способ представления данных таблицы в графическом виде, который используется для наглядности анализа и сравнения данных
Типы диаграмм. Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
Для наглядного сравнения различных величин используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.
Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.
Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.
Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм. Для создания диаграмм в программе Excel существует Мастер диаграмм. Это средство состоит из набора интерактивных диалоговых окон, которые проведут через весь процесс построения необходимой диаграммы. Технологию построения диаграммы проследим на примере следующей задачи.
Давайте представим себя менеджерами фирмы по продаже фотопленки. Ежедневно вы подводите итоги продаж и планируете объем заказа на складе.
Подготовим таблицу по приведенному ниже образцу и заполним её по своему усмотрению (внесите количество проданных пленок каждого вида)
Для лучшей наглядности данные в таблице лучше всего изобразить в виде диаграммы.
4. Для создания диаграммы выполняют следующие действия:
5. Выделите область данных для построения диаграммы и нажмите кнопку Мастера диаграмм
6. Выберите нужный вам тип диаграммы и нажмите кнопку Далее
7. Перейдите на вкладку Ряд и в поле Подписи категорий укажите столбец, содержащий категории оценок. Нажмите кнопку Далее.
8. На вкладке Заголовки укажите название диаграммы, на вкладке Подписи данных выберите пункт Категория и доля и нажмите кнопку Далее.
9. Укажите лист на котором вы размещаете диаграмму и нажмите кнопку Готово.
Редактирование диаграммы. Если построенная Мастером диаграмма нуждается в доработке или исправлениях, их можно внести, вызвав Контекстное меню для форматируемого элемента и выбрав соответствующую команду.
10. Самостоятельная работа.Проводится одновременно с работой учеников на компьютере синхронно с учителем.
11. Задание.
o Запустите табличный процессор.
o Откройте файл poezd.xls
o Создайте столбчатую диаграмму распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие действия:
-Выделите диапазон ячеек А3:В11
-Мастер Диаграмм.
-В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите первую гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее>>
-Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее>>
-Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»
-В строку «Ось Х категорий» введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»
-Нажмите кнопку Готово
o Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.
o Измените шрифт заголовка. Для этого:
-Выберите мышью заголовок;
-Вызовите контекстное меню;
-Выполните в нем команду Шрифт;
-В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:
-Шрифт Courier New Cyr;
-Размер 14;
-Цвет Синий;
-Начертание: Полужирный
-Подтвердите исполнение, нажав ОК.
o Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.
o Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.
o В результате вы должны получить следующую вид вашей страницы:
12. Творческое задание (работа в группах).
Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.
1) В Южной Америки самый высокий водопад — Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м. (Цилиндрическую диаграмму)
2) Площадь мировых океанов такова: Тихий океан — 178 684 тыс. кв. м., Атлантический — 91 655 тыс. кв. м., Индийский — 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый — 14 756 тыс. кв. м.
(чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли, данные таблицы удобно отобразить в виде круговой диаграммы).
3) Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь — 14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (Построить график роста прибыли).
4) Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил 13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (гистограмму).
5) Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %, Кислорода – 22 %, Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.
6) Представить с помощью диаграммы динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium I и Pentium II:

1999 2000 2001
Цена компьютера на базе процессоров Pentium I 800$ 550$ 450$
Цена компьютера на базе процессоров Pentium II 1200$ 800$ 550$

13. Подведение итогов. Итак, мы сегодня отработали построение и чтение диаграмм.
Давайте сформулируем алгоритм построения диаграмм. Расположите приведенные прямоугольники в правильном порядке.

Мы построили лестницу и сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень своего развития! Сегодня на уроке оценки получили следующие ученики: … (Назвать учеников, успешно справившихся с заданиями). Молодцы!
14. Домашнее задание. Подготовит таблицу калорийности самых популярных продуктов.
Спасибо за урок!

Вы можете обсудить этот пост комментариях или в нашем чате, который находится в верхнем правом углу сайта. Если вы не знаете как общаться в чате, то скорее жмите СЮДА! Приятного Вам общения :)

Прокомментировать

Copyright © 2018 Урок информатики All rights reserved.
Тема доработана интернет студией SMOpro, специализация которой реклама в блогах.