Разработка цикла уроков “Интернет и поиск информации в сети”

Автор: Опубликовано: Дек 18, 2011 В рубрике: Интернет, Конкурсы

rrr2011.JPGИнформационные системы в базовом и профильном курсах информатики.


В соответствии с планированием по УМК Семакина И.Г.  в базовом курсе информатики и ИКТ на изучение темы «Передача информации в компьютерных сетях» выделяется 10 учебных часов (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория  Знаний, 2009. –   С. 246).we12.JPG

Для разработки данных уроков за основу взят учебник указанного автора, а также содержание дополняется материалом других учебных пособий, источниками из сети Интернет.

Учебник: Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса /И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,                  С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – С. 371.:ил.

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Федеральный компонент образовательного стандарта по «Информатике и ИКТ»

включает:

  1. цели;
  2. обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
  3. требования к уровню подготовки выпускников.

                                             В соответствии со стандартом:

изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются:

на этапе основного общего образования:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками).

Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».

Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность».

Особая ситуация сложилась с задачей формирования ИКТ-компетентности школьников.

Обратимся к расшифровке основных понятий ИКТ-компетентности, данных авторами работы (Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. http://ifap.ru/library/book360.pdf):

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.

Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-грамотности в решении разного рода практических информационных задач. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д., и т.п. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией.

 

Далее предлагаются разработки нескольких уроков по теме «Передача информации в компьютерных сетях». Материал данных разработок может быть использован при объяснении темы «Поиск информации в Интернет», а также как методика по оптимизированному поиску информационных Интернет-ресурсов образовательного назначения.

Скачать все материалы цикла

 

 

Планы уроков по информатике и ИКТ для 9 класса

«ИНТЕРНЕТ И ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА»

 

Цель урока:  ознакомить обучающихся с мировой сетью Интернет и его  
                                        информационной системой – Всемирной паутиной (
WWW).

        Задачи:

Обучающие:

1)      формирование понятия Интернета, Всемирной паутины, Web-страницы и Web-сайта, гиперструктуры WWW, Web-браузера; привить первоначальные навыки поиска информации в Интернете;

2)      расширение кругозора и эрудиции, привитие навыков использования различных информационных ресурсов, анализа информации;

3)      развитие коммуникативных умений.

Развивающие:

1)      развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;

2)      развитие познавательных интересов, усиление мотивации обучения, формирование критического мышления;

3)      развитие исследовательских умений (сбора информации, анализа, обобщения).

4)       развитие наглядно-образного мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса.

Воспитательные:

1)      воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости;

2)      актуализация важности знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий.

  Раздел программы: «Передача информации в компьютерных сетях».

Тип урока: урок получения новых знаний с применением IT-технологий (компьютерный класс, мультимедийная  презентация, Интернет).

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, проектор, презентация «Интернет и Всемирная паутина».

 

Литература: Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса /И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,                  С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – С. 371.:ил.

 

План урока

1) Организационный момент (приветствие, доклад дежурного).

2) Мотивационное начало урока (постановка цели урока).

3) Повторение. Актуализация знаний (по вопросам).

4) Объяснение темы урока (с использованием презентации, Интернета).

5) Систематизация и закрепление теоретических знаний (по вопросам).

6) Подведение итогов, домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (3 минуты).

Приветствие учителя.

Выявление присутствующих в классе.

Краткий инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в классе.

Объявление темы урока, рассказ о ходе занятия.

Формирование положительной мотивации.

 

II. Повторение и фронтальный опрос (5 минут).

по теме  «Передача информации в компьютерных сетях» проводится по вопросам темы «Сети».

Актуализация знаний.

Ребята, с аппаратным и программным обеспечением сетей вы познакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним.

1)      Что входит в технические средства компьютерных сетей?

2)      Почему в качестве линий связи в компьютерных сетях чаще всего используются телефонные линии?

3)      Что такое модем? Каково его назначение в сети?

4)      Какая величина является основной характеристикой работы модема? В каких единицах она измеряется?

5)      Какими возможностями обладает интеллектуальный модем?

6)      Что такое технология «клиент-сервер»?

 

III. Изучение новой темы. I этап.

Мотивационное начало урока.

 

Тема нашего урока «Интернет и Всемирная паутина».

Цель урока: познакомиться с всемирной глобальной сетью – Интернетом; с молодой, но очень интересной услугой этой сети – информационной системой World Wide Web (WWW) – Всемирной паутиной; с методами поиска информации в этой системе.

Но, прежде, чем перейти непосредственно к данному вопросу, остановимся еще на одном аспекте.

Множество информационных услуг Интернета можно разделить на коммуникационные службы и информационные службы.

К числу коммуникационных служб относится электронная почта (Email), форумы прямого общения (chat-конференции), интернет-телефония.

Информационными ресурсами, хранящимися в Интернете являются файлы стандартных форматов, разного рода документы, которые можно просмотреть, распечатать, сохранить. Наиболее популярными службами этого типа являются файловые архивы (FTP) и «Всемирная паутина» — WWW World Wide Web.

Вопрос: как вы думаете, в чем заключается основное назначение каждой группы?

Подводятся итоги обсуждения. Обучающиеся делают вывод и на основании этого определяется назначение каждой группы.

Коммуникационные службы позволяют пользователям Сети общаться между собой, тогда как информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к определенным информационным ресурсам, хранящимся в Интернете.

 

Объяснение нового материала.

 Лекция учителя, сопровождаемая показом мультимедийной презентации.

Internet — Всемирная глобальная компьютерная сеть.

Internet объединяет в себе тысячи локальных, отраслевых, региональных сетей всего мира. Отдельный пользователь, который не является абонентом какой-то из перечисленных сетей, также может подключиться к Internet через ближайший узловой центр.

В настоящее время услугами сети Интернет пользуется более 1 млрд. человек.

Интернет предоставляет пользователям разнообразные услуги: электронную почту, телеконференции, файловые архивы, Интернет-телефонию, форумы прямого общения (chat).

Самой новой и самой интересной услугой, предоставляемых пользователям глобальной сети, с недавних пор стала возможность работы с информационной системой World Wide Web (WWW).

IV. Выполнение обучающимися комплекса упражнений по профилактике возможных заболеваний  при работе за компьютером, снятия общефизического напряжения.  (3 минуты)  

 

V. Изучение новой темы. 2 этап

 

Web-страница — отдельный документ World Wide Web.

Web-сервер — компьютер в сети Internet, хранящий Web-страницы и соответствующее программное обеспечение для работы с ними.

Web-сайт — раздел данных на Web-сервере, принадлежащий какой-то организации или лицу. В этом разделе его владелец размещает свою информацию в виде множества взаимосвязанных Web-страниц. Обычно Web-сайт имеет главную (домашнюю) страницу — Home page, от которой по гиперссылкам или указателям «вперед-назад» можно двигаться по страницам сайта.

Web-страница имеет своё имя, по которому к ней можно обратиться.

Просматривать Web-страницы не обязательно подряд, перелистывая их, как в книге.

Важнейшим свойством WWW является гипертекстовая организация  связей между Web-страницами.

Эти связи действуют не только между страницами на одном сервере, но и между разными серверами WWW.

Переход от одной страницы к другой происходит по гиперсвязям, образующим сеть, которая напоминает паутину.

Обычно ключевые слова, от которых идут гиперсвязи, выделяются на Web-странице цветом или подчеркиванием.

Роль ключа для связи может выполнить не только текст, но и рисунок, фотография, указатель на звуковой документ, поэтому вместо термина «гипертекст» употребляется термин «гипермедиа».

Гипермедиа — система гиперсвязей между мультимедиа документами.

 

 

Web-браузер — специальное программное обеспечение, которое помогает пользователю перемещаться по «паутине». Наиболее популярным Web-браузером является Internet Explorer. Основная задача браузера — обращение к Web-серверу за искомой страницей и вывод страницы на экран.

Поиск нужного документа в WWW может происходить:

        путем указания адреса документа;

        путем перемещения по «паутине» гиперсвязей;

        путем использования поисковых программ.

На поисковый сервер можно выйти с помощью браузера, если указать адрес сервера. Например, http://www.yandex.ru

Пользователь Интернета во время сеансов работы в сети погружается в информационное пространство с неограниченными ресурсами.

Киберпространство — это совокупность мировых систем телекоммуникаций и циркулирующей в них информации.

VI. Систематизация и закрепление теоретических знаний (по вопросам к §4 на стр.28).

VII. Подведение итогов урока.

1) Чему вы научились сегодня на уроке?

2) Что такое Интернет? Всемирная паутина? Браузер?

3) Какие существуют способы поиска информации в Интернет?

На следующем уроке мы более подробно рассмотрим работу поисковых серверов, научимся правильно формировать запросы к поисковым серверам.

 

VIII. Домашнее задание.

1.      §4 на стр.28

2.      Словарь терминов по теме: «Интернет и Всемирная паутина»

 

№ п/п

Термин

Сущность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные системы в базовом и профильном
курсах информатики

Планы уроков по информатике и ИКТ для 9 класса

 

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЕ.
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ.

 

       Цель урока:  развитие практических навыков оптимизированного поиска
                                         информации в Интернет.

        Задачи:

Обучающие:

4)      изучить особенности естественного языка, информационно-поисковых языков;

5)      ознакомиться с методами повышения точности и полноты поиска информации при составлении поисковых запросов;

6)      ознакомиться с логическими операторами, используемыми при составлении поисковых запросов;

7)      рассмотреть синтаксис логических операторов в различных поисковых системах;

8)      расширить кругозор и эрудицию, привить навыки использования различных информационных ресурсов, анализа информации;

9)      развить коммуникативные умения.

 

Развивающие:

5)      развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;

6)      развитие познавательных интересов, усиление мотивации обучения, формирование критического мышления;

7)      развитие исследовательских умений (сбора информации, анализа, обобщения).

8)       развитие наглядно-образного мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса.

Воспитательные:

3)      воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости;

4)      актуализация важности знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий.

  Раздел программы: «Передача информации в компьютерных сетях».

Тип урока: урок получения новых знаний с применением IT-технологий (компьютерный класс, мультимедийная  презентация, Интернет).

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, проектор, презентация «Поиск информации во Всемирной паутине. Поисковые системы».

Литература: Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса /И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,                  С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – С. 371.:ил.

 

План урока

1) Организационный момент (приветствие, доклад дежурного).

2) Мотивационное начало урока (постановка цели урока).

3) Повторение. Актуализация знаний (по вопросам).

4) Объяснение темы урока (с использованием презентации, Интернета).

5) Систематизация и закрепление теоретических знаний (по вопросам).

6) Подведение итогов, домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (3 минуты).

Приветствие учителя.

Выявление присутствующих в классе.

Краткий инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в классе.

Объявление темы урока, рассказ о ходе занятия.

Формирование положительной мотивации.

 

II. Повторение и фронтальный опрос (5 минут).

по теме  «Передача информации в компьютерных сетях» проводится по вопросам темы «Интернет и Всемирная паутина».

Актуализация знаний.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с основными понятиями мировой сети Интернет. Давайте вспомним их. Для этого я предлагаю зачитать итоги вашей домашней работы по составлению словаря терминов. Обучающиеся (2-3 человека) зачитывают, происходит краткое обсуждение.

III. Изучение новой темы. I этап.

Мотивационное начало урока.

Тема нашего урока «Поиск информации в сети Интернет».

Цель урока: сегодня мы с вами должны изучить способы правильного, быстрого, полного и точного поиска в сети Интернет необходимой информации;

изучить особенности естественного языка, информационно-поисковых языков;

ознакомиться с методами повышения точности и полноты поиска информации при составлении поисковых запросов;

ознакомиться с логическими операторами, используемыми при составлении поисковых запросов.

В Интернете содержится огромное количество информации: число документов Всемирной паутины приближается к населению Земли. В Интернете отсутствует единая систематизация ресурсов сети. Если неизвестен электронный адрес компьютера с нужной информацией, найти необходимые сведения может оказаться непросто. Хотя практически все узлы в Интернете взаимосвязаны, обнаружить нужный документ, путешествуя по сети с помощью ссылок, как правило, невозможно.

Для поиска информации обычно используют специальные сайты – поисковые машины, которые позволяют быстро обнаружить необходимые сведения. Чтобы найти нужную информацию, достаточно задать на этих сайтах ключевые слова, наиболее точно отражающие искомые сведения. Для уточнения области поиска есть возможность создать более сложный запрос из ключевых слов.

На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся охватить аспекты работы, связанные с поиском информации.

Объяснение нового материала.

 Лекция учителя, сопровождаемая показом мультимедийной презентации.

Теоретическое изложение материала осуществляется в форме интерактивной лекции (мультимедийная презентация). В лекции в доступной и занимательной форме представлена технология поиска информации в Интернет: методы повышения полноты и точности поиска, на примерах поясняются применение логических операторов для наиболее распространенных поисковых систем.

Материал презентации может быть использован при объяснении темы «Поиск информации в Интернет», а также как методика по оптимизированному поиску информационных Интернет-ресурсов образовательного назначения.

         В процессе объяснения материала обучающиеся слушают преподавателя, заполняют опорный конспект «Алгоритм поиска информации».

Для обеспечения эффективного поиска информации в компьютерных сетях применяются технологии поиска информации, цель которых – собрать данные об информационных ресурсах сети и предоставить пользователям возможность быстрого поиска информации. С помощью поисковых систем в сети Интернет можно осуществлять поиск программного обеспечения, электронных ресурсов, которые могли бы быть полезны при подготовке к занятиям по различным дисциплинам. На слайдах представлены наиболее распространенные поисковые системы.

Применение поисковых систем основано на использовании ключевых слов. Работать с поисковыми системами несложно. В строке запроса поисковой системы необходимо ввести ключевые слова, соответствующие ресурсам сети Интернет, которые требуется найти.

  Проанализируем, какие факторы влияют на «качество» запроса.

Знание пользователем особенностей естественного языка;

Знание структуры и особенностей информационно-поискового языка.

IV. Выполнение обучающимися комплекса упражнений по профилактике возможных заболеваний  при работе за компьютером, снятия общефизического напряжения.  (3 минуты)  

Одним из примеров может служить слово «рукав». Это может быть рукав рубашки (часть рубашки), а может быть и рукав реки (ответвление реки). Обращается внимание учащихся на ассоциативную взаимосвязь значений этого слова.

Наличие в языке омонимов.

В ходе дискуссии учащиеся приводят примеры омонимов: ключ – скрипичный; от двери; горный; гаечный, лист – у тетради и у растения, лук – оружие; растение, клетка – птичий домик; строение тела и т.д.

     Также снижению точности поиска информации способствуют слова-омографы (Слайд 9). Примерами могут служить такие слова как за′мок – замо′к, стрелки′ – стре′лки, кружки′ – кру′жки и т.д.

Повышению точности поиска способствуют: использование слов, употребляемых специалистами в определенной предметной области, а также использование различных названий, фамилий.

И наоборот, если запрос окажется слишком детализированным или в нем будут использованы очень редкие слова, поисковая система выдаст сообщение о том, что ресурсов, отвечающих такому запросу, не найдено. Проанализируем  методы повышения полноты поиска. Этому поможет использование в запросах синонимов, а также гипонимов (слов, обозначающих родовое понятие).

К примеру, для слова «яблоня», гипонимом будет слово «дерево».

         При поиске информации в Интернет полезным может оказаться использование возможностей режима «Расширенный поиск». В данном режиме можно задать дополнительные условия, ограничивающие область поиска.

Рассмотрим особенности информационно-поисковых языков.

Здесь важно знать, что независимо от того, в какой грамматической форме записано в запросе слово, поисковой машиной будут искаться документы, в которых оно находится во всех своих формах. Так, на запрос «человек шел» будут найдены среди прочих и документы, содержащие текст «люди идут».

Если необходимо осуществить поиск слова в заданной форме, то нужно использовать двойные кавычки. Это целесообразно при поиске имен собственных, текстов песен.

Для того чтобы быстро и эффективно находить информацию в Интернет при составлении поисковых запросов используются специальные служебные слова – операторы.

Ознакомимся с логическими операторами «И», «ИЛИ», «НЕ», которые используются для указания поисковой машине, как следует отбирать документы, если в запросе перечислено несколько ключевых слов.

В ходе изложения учащиеся активно участвуют в процессе обучения: задают вопросы, получают на них пояснении. Сочетание комментариев учителя с представленной мультимедиа информацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию учебного материала и повышает интерес к новой теме.

Интерактивность, достигаемая использованием мультимедийной презентации, дает возможность учащимся активно участвовать в учебном процессе. Занимательное и эмоциональное изложение повышает качество восприятия излагаемой информации: более понятной становится технология составления поисковых запросов.

 

VI. Систематизация и закрепление теоретических знаний

осуществляется изучением параграфа учебника №5, таблицы языка запросов поисковой системы. Затем обучающиеся отвечают на вопросы §5 на стр.31.

 

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок и по результатам выполненного домашнего задания.

1) Чему вы научились сегодня на уроке?

2) Какие аспекты изучаемого вопроса вызвали наибольшее затруднение?

 

VIII. Домашнее задание.

§5, конспект урока, составленный по лекции учителя и материалу мультимедийной презентации.

 

Планы уроков по информатике и ИКТ для 9 класса

 

УРОК-ПРАКТИКУМ.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЕ.
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ.

 

       Цель урока:  отработка практических навыков оптимизированного поиска
                                         информации в Интернет.

        Задачи:

Обучающие:

10)  продолжить изучать особенности естественного языка, информационно-поисковых языков практическим путем;

11)  получить практические навыки по поиску информации в Интернет;

12)  расширить кругозор и эрудицию, привить навыки использования различных информационных ресурсов, анализа информации;

13)  развить коммуникативные умения.

 

Развивающие:

9)      развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;

10)  развитие познавательных интересов, усиление мотивации обучения, формирование критического мышления;

11)  развитие исследовательских умений (сбора информации, анализа, обобщения).

12)   развитие наглядно-образного мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса.

Воспитательные:

5)      воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости;

6)      актуализация важности знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий.

  Раздел программы: «Передача информации в компьютерных сетях».

Тип урока: урок-практикум с применением IT-технологий (компьютерный класс,  Интернет).

Вид урока: практическое занятие.

Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, проектор, карточки с заданиями.

Литература: Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса /И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,                  С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – С. 371.:ил.

 

План урока

1) Организационный момент (приветствие, доклад дежурного).

2) Мотивационное начало урока (постановка цели урока).

3) Повторение. Актуализация знаний (по вопросам).

4) Основная (практическая) часть урока.

5) Систематизация и закрепление теоретических знаний (по вопросам).

6) Подведение итогов, домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (3 минуты).

Приветствие учителя.

Выявление присутствующих в классе.

Краткий инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в классе.

Объявление темы урока, рассказ о ходе занятия.

Формирование положительной мотивации.

 

II. Повторение и опрос.

         Опрос на данном уроке может быть проведен в форме беседы, фронтального опроса. Более детальный опрос предполагается провести в ходе следующего зачетного урока.

Актуализация знаний.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с основными понятия поиска в сети Интернет. Давайте вспомним их.

 

III. Практическая часть урока.

Мотивационное начало урока.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему  «Поиск информации в сети Интернет».

Цель урока: сегодня мы с вами закрепляем ранее полученные знания по  способам правильного, быстрого, полного и точного поиска в сети Интернет необходимой информации на практике.

 

Основная (практическая) часть урока.

Далее в конспекте урока предлагаются задания для практической части по практическому поиску в сети Интернет.

Осуществляется практическая поисковая деятельность обучающихся, в ходе которой происходит обобщение и анализ собранного материала. При такой форме проведения занятия ученики самостоятельно и охотно приобретают знания, конструируя поисковые запросы, учатся пользоваться различными информационными ресурсами, анализировать найденный материал. Роль учителя при этом остается в большей степени созидательной, нежели чем контролирующей.

 

Комментарий. Количество заданий и сложность определяет учитель в зависимости от уровня подготовки обучающихся в классе.

 

В классах, где обучаются более успешные обучающиеся, такое занятие можно провести в виде соревнования между группами, либо отдельными учениками. В других классах приходится работать с каждым обучающимся отдельно, постоянно контролируя процесс.

Также не забываем в ходе урока провести выполнение обучающимися комплекса упражнений по профилактике возможных заболеваний  при работе за компьютером, снятия общефизического напряжения.  (3 минуты). 

 

Задания для поиска.

         1. Используя поисковую систему Яндекс, выполните задания.

2. Ниже после ответа на поставленный вопрос укажите электронный адрес документа, который вы использовали при поиске информации.

3. Укажите, какое примерное количество страниц вывела поисковая машина при ответе на ваш запрос.

4. Результаты поиска оформите в виде текстового файла, выполненного с использованием приложения Microsoft Office Word. 

Параметры форматирования текста задайте самостоятельно.

1 вариант

1. Определите погоду на предстоящую неделю в нашем поселке.

2. Из чего делают самый дорогой кофе в мире?

3. Сколько лет существует Эйфелева башня?

4. Как называется первая советская ЭВМ, и кто ее изобрел.

5. Когда была открыта Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

6. Найди изображение государственной символики Ямало-Ненецкого автономного округа (герб, флаг). Скопируй найденное изображение и сохрани в создаваемом документе.

2 вариант

1. Определи адрес нефтегазового техникума в г. Новый Уренгой. По каким специальностям и на каких условиях осуществляется прием в данное учебное заведение.

2. Какой длины достигают когти тигра?

3. Кто ввел в научный оборот слово «алгебра».

4. Определи, кто на сегодняшний момент считается самым богатым человеком в мире. Постарайся найти его краткую биографию.

5. Определи настоящую фамилию автора книги «Алиса в стране чудес».

6. Найди изображение логотипа и символа олимпиады в 1980 г. Скопируй найденное изображение и сохрани в создаваемом документе.В какой стране проходила эта олимпиада?

 

3 вариант

1. Найди официальный сайт твоей любимой музыкальной группы или исполнителя.

2. Найди сайт, посвященный компьютерной технике и комплектующим. Укажи стоимость некоторых комплектующих по состоянию на сегодняшний день.

3. Узнай, сколько в среднем весил бронтозавр.

4. Найди сайты провайдеров Интернета в Надымском районе  и постарайся определить, у кого из них самые выгодные условия.

5. Кто сегодня является ректором университета МГУ?

6. Найди изображение пирамиды Хеопса. Скопируй найденное изображение и сохрани в создаваемом документе.

 

4 вариант

1. Определи, какой год может считаться началом эры Интернет и почему?

2. Что такое WEB-кошелек и цифровые деньги?

3. Найди сайт Большого драматического театра. В каком городе он находится. Укажи дату его основания.

4. Найди информацию о большой белой акуле (кархародон). Укажи физические данные акулы (размеры акулы, вес, размеры зубов,  продолжительность жизни и т.д.) и места обитания.

5. Введи в адресную строку

http://top140.com/fantasy/library/tolkien.htm

По полученным материалам выясни, где и когда родился автор книги «Властелин кольца».

6. Найди изображение Московского Кремля. Скопируй найденное изображение и сохрани в создаваемом документе. Определи, кто является его архитектором?

 

IV. Подведение итогов урока.

1) Чему вы научились сегодня на уроке?

2) Какая деятельность на уроке вызвала наибольшее затруднение?

Учитель комментирует результаты выполненных заданий, определяет группу (обучающихся), которая нашла наибольшее количество ответов, наиболее точно и полно выполнила поставленную учителем задачу.

Оцениваются результаты практической работы в Интернет.

 

V. Домашнее задание.

§4-5, конспект урока, составленный по лекции учителя и материалу мультимедийной презентации; подготовка к зачетному уроку.

Планы уроков по информатике и ИКТ для 9 класса

 

ЗАЧЕТНЫЙ (ОБОБЩАЮЩИЙ) УРОК.

 

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЕ.

ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ.

          Цель урока:  проверить уровень знаний обучающихся по теме «Поиск информации во Всемирной паутине. Поисковые системы».      

          Раздел программы: «Передача информации в компьютерных сетях».

Тип урока: урок проверки усвоения знаний по теме.

Оборудование: кабинет ВТ, карточки с заданиями.

Литература: Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса /И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,                  С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – С. 371.:ил.

 

Вопросы для контроля знаний.

1.      Какие поисковые системы являются международными? Выберите правильный ответ.

1.                       http://www.yandex.ru

2.                       http://www.rambler.ru

3.                       http://www.aport.ru

4.                       http://www.google.ru

2.      Назовите основные способы поиска информации в web?

3.      Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

4.      Доступ к файлу htm.net, находящемуся на сервере com.edu, осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

 

A

/

Б

com

В

.edu

Г

://

Д

.net

Е

htm

Ж

ftp

 

Решение записать в виде последовательности букв.

 

5.      В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.

 

А

физкультура

Б

физкультура & подтягивания & отжимания

В

физкультура & подтягивания

Г

физкультура | фитнесс

 

6. Как Вы считаете, почему WWW назвали Всемирной паутиной?

7. Какой поисковой системой чаще всего для поиска пользуетесь Вы? Почему?

8. На чем основано применение поисковых систем?

9. Перечислите известные Вам факторы, влияющие на качество запроса информации.

10. Перечислите факторы, приводящие к снижению точности поиска.

11. Перечислите методы повышения полноты поиска.

12. Какие возможности предоставляет расширенный поиск?

13. Перечислите логические операторы, используемые при поиске.

14. На какие категории подразделяются информационные услуги Интернет?

15. Какую возможность пользователям предоставляют перечисленные Вами службы?

 

Критерии оценивания выполненных контрольных и практических заданий.

Общие критерии и нормы оценок.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. В систему проверки и контроля должны быть включены разнообразные способы контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к обучающихся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

— ни одно задание не должно быть оставлено без проверки и оценивания со стороны преподавателя;

— обязательное сообщение результатов проверки.

Самостоятельная работа. Система самостоятельных работ должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку; отражать все основные понятия, предусмотренные программой; формировать приемы учебной работы; подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов; обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях. Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа.

По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида:

— обучающие (цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства);

— контролирующие (цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания).

Самостоятельная практическая работа:

— позволяет преподавателю судить об уровне логического и абстрактного мышления обучающихся, а также о способности реализовать свои возможности при решении конкретных задач на практике и устанавливать взаимосвязь с изучаемым материалом;

— позволяет учителю пробудить у обучающихся интерес к приобретению знаний;

— дает ученикам возможность проявить логику мышления, неординарность, что вселяет в них уверенность в дальнейшем образовании.

Если практическая работа носит первоначальный ознакомительный характер, не носящий самостоятельной работы – оценка за нее может не выставляться.

Оценивание заданий, выполняемых на компьютере:

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: самостоятельность, правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки:

§      неумение применять знания, полученные на уроке, при закреплении изученного материала с помощью прикладных программ на компьютере;

§      неумение выполнять простые действия с информационными объектами на экране компьютера;

§      неумение исполнять и составлять алгоритмы для изученных компьютерных исполнителей;

§      неумение применять комплексные знания или выполнять задание без помощи учителя;

§      нарушение техники безопасности при выполнении практической работы;

§      небрежное отношение к  компьютерной технике.

 

Недочеты:

• неточности в применении знаний, полученных на уроке, при закреплении изученного материала с помощью прикладных программ на компьютере;

• неточности при выполнении простых действий с информационными объектами на экране компьютера;

• неточности при исполнении и составлении алгоритмов для изученных компьютерных исполнителей;

• медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.

Оценка  самостоятельной практической работы:

 Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности;

в представленном работе правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

правильно выполнил анализ;

соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:

было допущено два-три недочёта, или не более одной и грубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

в работе были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях
единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе и т.д.), не
принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ;

или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

или измерения, вычисления производились неправильно;

или в ходе работы и в отчёте обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке «3».

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Основные ошибки и недочеты:

При оценке контрольных, самостоятельных и устных ответов учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считают следующие ошибки:

1)            незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов, обозначений величин, единиц их измерения;

2)            незнание наименований единиц измерения;

3)            неумение выделить в ответе главное;

4)            неумение применить знание для решения задач и объяснения явлений;

5)            неумение делать выводы и обобщения;

6)            неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7)            неумение пользоваться учебником и справочниками.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1)          неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2)          ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика;

3)          нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

4)          нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

5)            неумение решать задачи в общем виде (для учащихся 8-9 классов).

Недочетами являются:

1)      нерациональные приёмы вычислений и преобразований;

2)      ошибки в вычислениях (арифметические);

3)      небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

 

Общий анализ учебных занятий с учетом деятельности по оценке
 ИКТ-компетентности

В представленной разработке учебных занятий обучающиеся изучают, обобщают и систематизируют знания, полученные при изучении темы «Поиск информации во Всемирной паутине», осуществляют необходимые запросы в поисковых системах сети Интернет. Также стимулируется  деятельность обучающихся по  проявлению их творческих способностей, пробуждается фантазия, расширяется кругозор, показаны области применения полученных знаний.

В процессе уроков было достигнуто несколько сопутствующих целей и задач по функциональному чтению:

 подбор  источников информации («просмотровое чтение»);

из нескольких источников создается информация, чтобы в доступном виде донести её  до одноклассников («изучающее чтение»);

Также при осуществлении различных видов деятельности в ходе представленных занятий формируются следующие когнитивные действия:

идентификация:

умение точно ставит вопрос-цель;

— нахождение в тексте информации в явном или неявном виде;

— идентификация терминов и понятий;

доступ:

— выбор стратегии поиска и формирование информационного запроса;

— грамотное использование синтаксиса в конструкции запроса;

— оценка соответствия результатов поиска сформированному запросу;

 оценка:

— создание критерия отбора информации;

 умение остановиться, когда информации достаточно;

 интеграция:

— получить информацию изложенную путем сравнения и сопоставления нескольких источников в сжатом  логичном и грамотном виде;

создание:

— выработка рекомендации по решению конкретной проблемы;

— умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;

— структурирование созданной информацию с целью повышения убедительности выводов;

сообщение (передача):

— адаптация информации для конкретной аудитории;

— грамотное цитирование источников;

— знание правил и требований конкретного сообщения.

Начисление баллов при выполнении практических заданий

Наблюдаемые данные

Результат работы

Уровень

Методы

Соответствие Стандартам образования

1. Качество синтаксиса

Термины поиска

Высокий

   Сразу использует “И” при первом поиске в сети  дополнительных информационных ресурсов.  Сразу вводит ключевые термины и понятия полученного задания.

Знание правовых и этических аспектов различных этапов работы с информацией, ее охраны и защиты.

 

 

Средний

   Начинает осуществлять поиск не с рекомендованного сайта а также при подборе дополнительных информационных ресурсов не использует “И” при первом поиске, но использует при последующем

Низкий

   Не использует рекомендованный сайт, не использует “И”.

 

2. Качество и уровень работы с выбранными ресурсами

Выбранные ресурсы

Высокий

   Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту.

Умение быстро и осознанно читать текст.

Средний

   Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту.

Низкий

   Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту.  

3. Качество полученного текста

Осознан ность в отборе материала; логичность и стилевое соответствие языка

Высокий

   Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста.

Умение составлять конспект статьи на лингвистичес- кую тему; совершенство- вать содержание и языковое оформление в своём тексте.

Средний

   В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок.

Низкий

   Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок.

 

Этап рефлексии

Рефлексия — не традиционное припоминание главного из урока или формулирование выводов, это осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя.
Формы образовательной рефлексии на уроках информатики различны — устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия может проводиться  как после урока, так и после изучения темы или раздела. В конце изучения раздела ученикам может быть предложено специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальной образовательной программы.

 

 

Этап подведения итогов занятия

Учитель комментирует ошибки и недочёты обучающихся, выделяет особенно удачные работы, оценивает как работу класса в целом, так и работу групп и отдельных школьников. Выставляются оценки обучающимся.

После выставления оценок учитель спрашивает обучающихся о том, что для них было наиболее трудным на этом уроке и как они справились с трудностями; что они считают наиболее полезным для успешной работы.

 

Итоги:

Классификации компетентности

 

Доступ

Управление

Передача

Создание

Определение

Интеграция

Оценка

 

К (Высокий)- компетентен, П (Средний) — приемлемо, Н(Низкий) — неприемлемо

(подробнее см. в материалах цикла)

 

 

Самоанализ проведенных занятий.

Н.Г.Чернышевского:

«Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова»

Н.Г.Чернышевский

 

  Коллектив нашей школы активно вовлечен в процесс педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, в повседневной жизни. Этим обусловлено введение в образовательный и воспитательный  контекст методов и технологий на основе самостоятельной, проектно-исследовательской  деятельности обучающихся. Управление качеством формирования самостоятельной и проектной компетенции является одним из направлений деятельности современного учителя информатики и ИКТ.

Применение самостоятельной и любых форм проектной деятельности с точки зрения обучающегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Таким образом, эта деятельность способствует максимальному развитию социальной и ИКТ- компетенций.

       Самое решающее звено этого процесса — учитель. Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

 

 

Учебные занятия по информатике и ИКТ для 9 класса

4 учебных часа

«ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЕ.
 ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ».

Цели и задачи указаны в конспектах разработанных уроков.

Технические средства и оборудование уроков: экран, проектор, компьютеры для учащихся с доступом к Интернет, мультимедийные  презентации, подготовленные заранее.

 

Формы проведения уроков:

1 урок.

Лекция с применением  компьютерной презентации, работа с источниками информации по изучаемой теме.

2 урок.

Лекция с применением  компьютерной презентации, работа с источниками информации по изучаемой теме.

3 урок.

Урок-практикум по поиску информации в сети Интернет.

4 урок.

Контрольный урок.

 

Педагогических технологии, используются в ходе проведения занятий:

— технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко),

— личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская),

         — системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств
           личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов,),
         — здоровьесберегающие образовательные технологии по А.И. Кочетову,

— информационно-коммуникационные технологии.

Занятия построены в соответствии с оценкой когнитивных действий на основе классификации составляющих ИКТ-компетентность школьников (Авторы: В.Ф. Бурмакина, И.Н. Фалина)

Все перечисленные технологии основываются не технологии   педагогики сотрудничества.
            По преобладающему методу: развивающие + саморазвивающие.

В ходе проведения занятий  используются следующие интерактивные методы обучения:
проблемный;
поисковый;
исследовательский,
которые направлены на достижение  ряда важнейших образовательных целей:
-стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
-повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;
-развитие навыков анализа критичности мышления,  взаимодействия, коммуникации;
-саморазвитие и развитие,  благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Также могут быть использованы  формы учебной работы учащихся.

·  коллективные;

·  групповые;

·  индивидуальные.

      

В данном случае учителем использованы  дидактическое средства развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности школьника:

·                        анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

·                        целеполагание и планирование деятельности;

·                        самоанализ и рефлексию;

·                        презентацию деятельности и ее результатов;

·                        подготовка материала для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

·                        поиск необходимой информации, ее систематизацию и структуризацию («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);

·                        применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

·                        выбор, освоение и использование технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования.

               

Подобная деятельность поможет школьнику:

· расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания;

· работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива;

· сформировать научно-исследовательские навыки;

· реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться;

· воспитать не знатока-исполнителя, а Творца.

Итоги:

Классификации компетентности

 

Доступ

Управление

Передача

Создание

Определение

Интеграция

Оценка

 

·         К (Высокий)- компетентен, П (Средний) — приемлемо, Н(Низкий) — неприемлемо

(подробнее см. в материалах цикла)

Цели и задачи, которые учитель ставил перед проведением занятия, в целом достигнуты. В классе с углубленным изучением предметов физико-математического цикла оценка занятия – «5». В классе КРО на некоторых этапах занятия была проведена корректировка деятельности на этапах уроков.

В заключении: один из эффективных способов организации урока информатики — «разборка» его на детали, чтобы стали видны и понятны плюсы и минусы взаимодействия всех его частей. Но прежде чем разбирать, имеет смысл определиться в том, что принимается за главное. В связи с этим требуется умение учителя «выделять основное». Это необходимо для того, чтобы все второстепенное подчинить главному, чтобы не распыляться по мелочам, расходуя на них драгоценное время. Понять главное в уроке информатики помогают следующие принципы:

1) Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2) Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.

3) Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4) Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5) Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6) «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7) Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Перечисленные группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока информатики от традиционного.

Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее направлениях. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Чтобы создать условия для активизации самостоятельной учебной деятельности на уроках информатики, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться на урок, где им хорошо, содержательно, интересно. Главным стимулом самостоятельной деятельности, творчества на являются нетрадиционные формы обучения. Но уроки нетрадиционных форм приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди других типов уроков и когда они правильно организованы.

                                                      Использованная литература

1. Семакин И.Г. Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики: лекции 4-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 72 с.

2. Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса /И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – С. 371.:ил.

3. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы.                   Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т.1. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.

4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория  Знаний, 2009. – С. 246

5. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. — Информатика. №7/2006.

6. Фалина И.Н. Мохова М.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики. — Информатика. №9/2006.

7. http://www.ido.tsu.ru/prog_nfpk2.php?prog=iktcomp_baseped&page=comp Информационные технологии в деятельности учителя-предметника

8. www.ito.su Материалы XVI Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2006)

9. www.ict.edu.ru Информационно-коммуникационные технологии в образовании

10. www.ifap.ru/library/book360 Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семерка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей.

11. http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm Сайт Константина Полякова

 

Уважаемые коллеги!

В качестве слайдов презентации мною была «подсмотрена и заимствована» идея одного из ресурсов сети Интернет. Но указать ссылку точно не могу, к сожалению, не сохранился адрес. Конечно, материалы доработаны и носят авторских характер. Я благодарна автору такой замечательной презентации, готова принести извинения.

Вы можете обсудить этот пост комментариях или в нашем чате, который находится в верхнем правом углу сайта. Если вы не знаете как общаться в чате, то скорее жмите СЮДА! Приятного Вам общения :)

Прокомментировать

Copyright © 2018 Урок информатики All rights reserved.
Тема доработана интернет студией SMOpro, специализация которой реклама в блогах.