Кодирование информации — 3 класс

Автор: Опубликовано: Дек 7, 2010 В рубрике: открытые уроки, Презентация

img21.JPGУрок-объяснение нового материала по информатике на тему:

 

«Кодирование информации», 3 класс

 

Цель урока: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, отметить роль кодирования информации, научить учащихся кодировать и декодировать  информацию.

Задачи:

Образовательная: Дать понятие о видах кодировок и их использовании.

Воспитательная: Воспитание познавательной потребности, интереса к предмету.

Развивающая: Развитие  внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления.


Скачать материалы к уроку и презентацию

Оборудование и материалы:

  1. Учебник для третьего класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова
  2. Рабочая тетрадь для третьего класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова
  3. Электронная рабочая тетрадь для тетрадь класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова
  4. Медиапроектор
  5. Экран

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, пожалуйста, садитесь.

Дорогие ребята! Сегодня к нам в гости на урок пришли Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Они пришли не просто так. Уважаемые господа узнали, что учащиеся 3 класса изучают сегодня тему «Кодирование информации» Сегодня мы с вами познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать. Шерлок Холмс и доктор Ватсон открывают школу детективов и набирают в эту интересную школу учеников, но набирают только тех, кто умеет кодировать. Вот вам и предстоит выдержать несколько испытаний, прежде чем некоторые из вас  станут учениками этого учебного заведения. Интересно? Попробуем? Тогда начнем!

Условия приема в Школу детективов:

1. За каждый верный ответ — один шерлок;

2. Поступят те, кто наберет большее количество шерлоков.

2. Повторение материала прошлого урока.

Что такое информация? А с помощью чего человек воспринимает информацию? Какие бывают формы представления информации?

Форма передачи информации очень важна. Если человек плохо слышит, то передавать ему звуковую информацию нельзя, он ее не услышит, если у собаки слабо развито обоняние, то она не сможет работать в розыскной службе. Информация всегда передается с помощью какого-то языка. Каждый народ имеет свой язык. В городе Шифроград живут удивительные люди. Всю информацию, которую они получают или передают, они кодируют. А вот что же такое кодирование информации, нам и предстоит выяснить. Но в начале жители хотели бы узнать о вас побольше, достойны ли вы посетить их город. Первое задание, которое они вам предлагают, на внимание. Посмотрите на листы, лежащие перед вами. Перед вами логическая задачка. Приступайте к работе

У: Не получается? А все почему? Как вы думаете? (Нет шифра)

3. Объяснение нового материала (в сопровождении презентации.).

Итак, нам с вами необходимо разгадать тайное послание. Запишем число и тему сегодняшнего урока в тетрадь «Кодирование и декодирование информации». Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова или даже в виде сломанной веточки на дереве.

Для того, чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Ребята,  запишите в тетрадях определения: (2 слайд)

Код — это набор символов(букв). А что же такое кодирование?

Кодирование — это представление информации с помощью к-л языка (кода).

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.

Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом.   Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.

С помощью букв и знаков препинания кодируется текст. При этом одна и та же информация может быть закодирована по-разному: по-русски, по-английски, по-немецки, по-француски.

Числа кодируются с помощью цифр: арабских или римских.

Например,  школьное оценивание  Код используется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих).

Музыку можно закодировать с помощью специальных знаков — нот

Дорожные знаки — это сообщения водителю, закодированные при помощи специальных символических рисунков

Товары в магазине маркируют при помощи штрих-кода, который содержит информацию о продукции и ее произволителе. Штриховой код — это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами.

Человек работает за компьютером, набирает на клавишах буквы и цифры. Компьютер понимает двоичный код в виде нулей и единиц. Каждому символу, который вводится с клавиатуры, соответствует последовательность из восьми 0 и 1.

Радист получил сообщение, переданное азбукой Морзе. Из точек и тире сложились буквы, из букв — текст. С соседнего корабля просигналили флажками. Сообщение было принято и передано радиограммой в штаб флота.

Азбука Брайля

4. Физкультминутка

Для того чтобы не было опасных ситуаций на дорогах стоят регулировщики, которые специальными сигналами регулируют движение. Что же зашифровано в их движениях?

Руки вытянуты в стороны или опущены: со стороны левого и правого бока разрешено движение прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

Правая рука вытянута вперед: со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено

Рука поднята наверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях.

Выполняем движения под диктовку учителя

5. Продолжение изучения темы урока

Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях.

Давайте посмотрим, как кодируется информация с помощью цифр,

Итак, перед вами лежит карточка № 2 вы должны соединить стрелочкой правильный ответ. (Работа в парах)

Карточка № 2 Какому числу соответствует запись? Соедините стрелочками.

А, теперь давайте проверим.

Итак, мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь давайте познакомимся с символьным способом кодирования информации, при таком способе кодирования используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию используя буквы русского языка, на уроках английского языка — буквами английского языка, мы с вами познакомимся с алфавитом кода Морзе.

В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь ИХ в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе. Итак, Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас сейчас? (Ответ ребят)

Так как, сейчас зима давайте мы с вами закодируем слово «снежинка», используя код Морзе.

Карточка № 3

Слово Закодированное слово
Снежинка с н е ж и н к а
               

Закодируйте слово с помощью «Таблицы кода Морзе».

А теперь давайте проверим, обменяйтесь карточками (на слайде появляется правильный ответ).

Третий способ кодирования информации мы с вами оставим на конец урока.

6. Выполнение практической работы.

А теперь, вы уже знаете достаточно и вам предстоит самостоятельно расшифровать несколько закодированных посланий.  На рабочем столе находятся 2 документа №3 и №4. Приступаем к заданию. И не забудьте расшифровать карточку номер 1.

Сбор листочков с работами учащихся.

Спасибо за урок, молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

7. Рефлексия.

Но, а как же графическое кодирование?

Пожалуйста откройте Paint b закодируйте свое настроение в виде смайлика. Если ваш смайлик будет улыбаться значит вам урок понравился если же он будет грустный, то урок не удался.

Молодцы. Спасибо ребята. Внимание! Шерлок Холмс и доктор Ватсон оставили послание. Ребята! Вы все нам очень понравились. Вы такие умные. В вас есть желание учиться, есть любознательность. И поэтому, посовещавшись, мы решили всех вас принять в нашу школу Детективов.

8. Домашнее задание.

А теперь, ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание.

Используя любой способ кодировки закодировать  предложение состоящее из 5 слов.

7. Оценки за урок.

Вы можете обсудить этот пост комментариях или в нашем чате, который находится в верхнем правом углу сайта. Если вы не знаете как общаться в чате, то скорее жмите СЮДА! Приятного Вам общения :)

Прокомментировать

Copyright © 2018 Урок информатики All rights reserved.
Тема доработана интернет студией SMOpro, специализация которой реклама в блогах.