Интерактивные технологии в образовании

Автор: admin Опубликовано: Окт 4, 2009 В рубрике: Методика преподавания

Существует история о женщине, которая шла по пляжу, покрытому тысячами, возможно, даже миллионами морских звезд, вынесенных на берег приливом. Она поднимала звезды по одной и бросала их обратно в океан. К ней подошел человек и спросил, зачем она это делает, ведь таким образом она все равно ничего не изменит. В ответ женщина подняла еще одну морскую звезду, бросила ее в океан и спокойно сказала: «Для этой, наверняка, многое изменилось».

Говоря о системе образования, мы часто забываем, что школа состоит из отдельных учеников. Каждый раз, когда ученик бросает школу, это означает, что система дала сбой. Для такого ученика шанс на высокую зарплату и, соответственно, достойный уровень жизни намного ниже, чем, если бы он остался в школе и получил полное среднее образование. Именно оно является минимальным стандартом в современном, технологичном, основанном на конкуренции мире. Помимо непосредственного негативно­го влияния на людей, которые с большим трудом окончили какое-либо учебное заведение, подобные пробелы в образовании оказывают влияние и на общество в целом.

Часто в газетах можно прочитать о нехватке рабочей силы в городах и приближающемся неизбежном массовом уходе на пенсию предыдущего поколения. Для поддержания мировой экономики необходима армия новых хорошо образованных работников.

Когда экономика активна, у людей есть работа, они зарабатывают деньги, чтобы прокормить свои семьи и наслаждаться спокойной и продуктивной жизнью. Образование – это не просто модная вещь, образование является критически необходимым процессом для здоровья экономики и развития нации. Превращение детей в образованных взрослых, которые вносят свой вклад в развитие общества, является фантастически выгодным инвестированием.

Развитие интересов каждого школьника – это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы. Давайте обращать внимание на каждую морскую звезду – каждую по отдельности.

Роль аудиовизуальных (AV) и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса.

Аудиовизуальные технологии развиваются стремительно, и в этом развитии следует отметить некоторые тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, расширение «линейки» и функциональности проекционных видеокомпьютерных систем, использование интерактивных презентационных программно-аппаратных решений. Совершенствование AV- и интерактивных технологий неразрывно связано с программным обеспечением, и здесь особое внимание уделяется моделированию сложных процессов в трехмерном пространстве в условиях реального времени.

Однако широкое внедрение новейших AV- и интерактивных технологий в систему российского образования имеет определенные особенности и сложности. Во-первых, этот процесс проходит в условиях обновления образования, смены образовательной парадигмы, т.е. перехода от репродуктивной модели к творческой, креативной. Определяя сегодня характерные черты новой образовательной модели, следует отметить ее непрерывность, дистанционность, проектность и технологичность, диалогичность; ориентацию учебного процесса не только на содержание и логику предмета, но и на специфику восприятия аудиовизуальной информации, а также последующую профессиональную деятельность.

Не следует забывать, что активное внедрение новейших презентационных технологий может дать и негативный результат. Сильное воздействие, оказываемое данными технологиями, способно привести, во-первых, к ухудшению психофизиологического здоровья учащихся и, во-вторых, к замещению воображения, творческой мысли учащихся так называемым «комикс-мышлением». AV- и интерактивные технологии должны мотивировать и возбуждать творческий интерес, а не захватывать и манипулировать. В этом и состоит особая роль педагогических и дидактических подходов в использовании AV- и интерактивных технологий в образовании.

Процесс обучения должен быть не «повторением пройденного», а решением исследовательской проблемы, реализацией собственного проекта с освоением всех необходимых знаний из всех необходимых дисциплин. От проекта к дисциплинам, а не от дисциплин к проекту. Думается, что в разрабатываемых сегодня учебно-образовательных комплексах нового поколения этот подход должен выполняться за счет:

* возможностей реализации большого набора сценариев по каждой рассматриваемой теме;
* достаточной информационной поддержки для широкой импровизации в ходе учебного процесса;
* широкого использования в сетевом варианте комплексов мировых информационных ресурсов;
* большой степени интерактивности;
* новых форм коммуникации на базе социальных сервисов Web 2.0.

В мировом образовательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей, – facilitator (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться). Чаще всего при этом обсуждается в литературе и тестируется психологическое состояние педагога, его мотивация и способность установить в учебном коллективе атмосферу «работы в команде». Однако существенно меньше обсуждается и практически не исследуется экспериментально более фундаментальная трансформация: «учитель» становится коллективным. При этом возникают достаточно специфические проблемы разделения труда. В самом общем виде можно выделить специализации «коллективного учителя»:

* специалист предметник;
* специалист по разработке курсов (дизайнер);
* консультант по методам обучения (фасилитейтор);
* специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов (тьютор);
* специалист по методам контроля за результатами обучения (инвигилатор);
* программист-технолог, создатель образовательных мультимедийных продуктов и сред;
* администраторы и координаторы учебных центров и площадок.

В процессе обоснования и экспериментальной отработки новой образовательной технологии, построенной на широком использовании интерактивных устройств, самой серьезной проблемой оказывается проблема создания и использования специализированных мультимедийных обучающих систем.

Следует отметить, что ни базы данных, ни тем более версии «электронных учебников» новой технологии образования, новой информационной среды не создают, хотя, конечно, существенно расширяют возможности учебного процесса.

Компьютерная мультимедийная интерактивная система должна обеспечить:

* широкие возможности выбора учителем как общей концепции курса, так и сценария каждого занятия и каждой темы;
* достаточно широкие возможности выбора учащимся наиболее удобного для них темпа восприятия и фиксации материалов;
* возможности сопоставления и аргументации альтернативных визуализированных концепций и положений (в том числе и в режиме самостоятельной работы с системой);
* широкие возможности реализации «педагогики сотрудничества», когда на базе одинаково доступной информационной системы возникает творческий диалог учащегося и учителя.

В компьютерном тексте совсем другой смысл контекста, принципиально иная его структура. Сплошной текстовый материал не для монитора и доски, поэтому его приходится специально «резать», структурировать, насыщать графикой и т.д. Еще одна сторона этой проблемы: уйти от гуманитарного текста, невозможно, хотя, как известно, наше мышление любит оперировать «картинками», поэтому необходимы специальные и весьма значительные усилия по «удержанию» классического текста в образовательном пространстве.

Вы можете обсудить этот пост комментариях или в нашем чате, который находится в верхнем правом углу сайта. Если вы не знаете как общаться в чате, то скорее жмите СЮДА! Приятного Вам общения :)

Прокомментировать

Copyright © 2018 Урок информатики All rights reserved.
Тема доработана интернет студией SMOpro, специализация которой реклама в блогах.