Открытый урок по теме: «Деление и обобщение понятий» 4 класс

Автор: admin Опубликовано: Ноя 10, 2010 В рубрике: открытые уроки

img2.JPG
МОУ Кротковская СОШ Похвистневского района Самарской области.
Учитель: Потешкина Галина Владимировна.

Конспект открытого урока по информатике.
Класс: 4 класс.
Тема урока: Деление и обобщение понятий.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цели урока:
образовательные и развивающие:
1) сформировать представление о возможности, структуре и правилах
осуществления действий с понятиями: деления и обобщения.
2) способствовать формированию следующих компетенций учащихся:

  • применение современных компьютерных технологий в практической деятельности;
  • умение критически воспринимать и воспроизводить информацию;
  • оперировать понятиями, изученными на уроке;
  • осваивать технологию сотрудничества, методы парной и практической работы;

3) способствовать развитию, у учащихся, творческого мышления, также
формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий в практической и проектной деятельности;
воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся;
  • создание обстановки доверия, заинтересованности, активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы.

Задачи урока:
• сформировать представление о возможности совершать различные
действия с понятиями;
• сформировать представление о действиях деления и обобщения понятий, структуре и правилах осуществления этих действий;
• познакомить детей с правилами представления действий деления и
обобщения понятий в форме схемы;
• сформировать представление о родовых и видовых понятиях;
• сформировать умение делить и обобщать хорошо знакомые понятия;
• познакомить детей с правилами употребления слов, обозначающих
понятия в речи, сформировать умение правильно записывать эти слова при создании схем и тестовых описаний;
• продолжить формирование у учащихся умений выделять признаки,
свойства объектов окружающего мира, выделять существенные свойства,
общие и отличительные свойства;
• сформировать умственные действия, связанные о представлением со-
держания понятия в различных формах (текстовой, графической), использованием для этого информационно-коммуникационных технологий.

Тип урока — комбинированный.
Формы и методы, применяемые на уроке:
Формы:
— индивидуальная,
— парная.
Методы:
— наглядный,
— практический.

Оборудование урока:
— учебник;
— рабочая тетрадь № 1;
— демонстрационный ПК (мультимедийный проектор);
— электронные образовательные ресурсы:
— электронное приложение «Информатика и ИКТ»;
— диск «Мир информатики»;
презентация.

План урока
I. Организационный момент (2 мин).
II. Опрос (5 мин).
III. Изложения нового материала урока (15 мин).
IV. Физминутка для глаз (2 мин).
V. Решение информационных задач (5 мин).
VI. Физминутка для рук (2 мин).
VII. Компьютерный практикум (8 мин).
VIII. Подведение итогов урока (3 мин).
IX. Домашнее задание (3 мин).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос.

Целью нашего с вами сегодня урока сформировать представление о возможности, структуре и правилах осуществления действий с понятиями: деления и обобщения. Но прежде для обобщения имеющихся у вас знаний по материалу предыдущего урока проведем следующую игру.
Я раздам некоторым из вас изображения предметов. Не показывая их другим, вы перечисляете его свойства, но, не называете его. Остальные отгадывают и формулируют определение понятия. (Например: перечисление свойств — «большой», «быстро летает», «сделан из металла», «имеет на крыше две вращающиеся лопасти», «предназначен для перевозки по воздуху и людей, и грузов». Ответ – вертолет. Определение понятия: Вертолет это
транспортное средство для передвижения по воздуху).
Молодцы, хорошо поработали.
А вот мы с вами в нашей игре использовали слово понятие. А что это такое понятие? (Ответ: Понятие – это перечень существенных свойств, функций и элементов, который позволяет безошибочно выделить объект их ряда других, ему подобных). Молодцы! Ну что ж перейдем к изучению нового материала.

III. Изложения нового материала урока.
(в ходе эвристической беседы).
Открываем тетради, записываем число и тему урока «Обобщение и деление понятий».
С понятиями можно совершать действия: деления и обобщения.
Действие деления понятия заключается в перечислении видовых понятий, которые входят в это понятие. (напоминаем — картинки интерактивны, их можно увеличивать)

2s.JPG

Т.е. родовое понятие «животное» включает в себя видовые «кошка»,
«лиса», «заяц», «лев». Для родового понятия «животное» подобрали видовые понятия, которые в него входят. Эта операция называется делением понятия.
Для деления понятия необходимо основание деления (существенные свойства). Так, если изменить основание деления, то понятие «животное» можно разделить по-другому. На какое «животное»? (Ответ: «дикое животное» и «домашнее животное»). Каждое из этих понятий, в свою очередь, тоже можно разделить, т. е. подобрать такие видовые понятия, которые будут входить в делимое родовое понятие. Какие это понятия? (Ответ: «дикое животное»: львица, носорог, слон; «домашнее животное»: лошадь, поросенок, корова).

3s.JPG

Предлагаю вам привести примеры деления с родовым понятием «учащиеся».
(Ответ — учащиеся: ученик и ученица; учащиеся: хорошист, отличница,двоечник).
Обобщение понятия заключается в объединении нескольких видов
понятий в одно родовое понятие.

4s.JPG

Для иллюстрации действия обобщения понятий обратимся к следующей схеме. Назовите мне, пожалуйста, что вы здесь видите. (Ответ: яблоко —это фрукт, груша — это фрукт, банан — это фрукт, апельсин — это фрукт). При обобщении видовых понятий нужно подобрать одно общее родовое понятие («фрукт»). Тем мы с вами должны осознать, что при поиске обобщающего родового понятия необходимо ответить на вопрос «Что это?», т.е. определить к какому ближайшему роду относятся обобщаемые понятия.
Например: огурец, помидор, морковь, капуста — что это? (Ответ: овощи).

5s.JPG

Вы уже, конечно же, заметили, что направление стрелок указывает, какое действие с понятиями выполняется.
При делении понятий стрелки рисуются в направлении от родового понятия к видовым (от большего к меньшим).

6s.JPG

При обобщении стрелки имеют обратное направление: от видовых понятий к родовому (от «меньших» к «большему»).

7s.JPG

А слово, обозначающее понятие, пишется в кавычках в единственном числе в именительном падеже: «знак», «собака», «обувь»; либо без кавычек, в единственном числе в родительном падеже вместе со словом «понятие»:
понятие знака, понятие собаки, понятие обуви.
Исключение составляют такие слова, как «счёты» «ножницы», «щипцы», потому что эти слова не имеют в русском языке единственного числа.
IV. Физминутка для глаз (электронная физминутка для глаз).
(под отрывок из детской песенки «Коробка с карандашами»).

8s.JPG

V. Решение информационных задач (работа в рабочей тетради №1). Страница 43:

9s.JPG

12s.JPG

VI. Физическая минутка для рук (диск «Мир информатики 4 год обучения»).

10s.JPG

VII. Компьютерный практикум (электронное приложение «Информатика и ИКТ»)

11s.JPG

VIII. Подведение итогов урока.
Итак, еще раз обратимся к теме урока, и перечислим новые понятия, с которыми познакомились на уроке
Главное, что мы должны понять
— мысленные действия с понятиями, деление понятий, обобщение понятий, видовое понятие, родовое понятие.
А теперь бы я хотела поощрить сегодня всех вас за прекраснейший урок.
Для каждой парты приготовлены конверты с карточками, на которых указаны слова. Вам необходимо обобщать или делить понятия, а, используя коробку с призами выбрать те, которые принадлежат именно вам (Например, лимон, груша, яблоко, мандарин, апельсин – фрукты (обобщение понятий)
чипсы – чипсы с беконом, с луком, сыром (деление понятий)).
IX. Домашнее задание.
Прочитать § 7 «Деление и обобщение понятий».
1. Дать ответы на вопросы в конце параграфа.
2. В РТ № 1 выполнить задания №5,9.
3. Выписать в рабочую тетрадь новые слова.

Учебно-методический комплект.
1. Информатика: Учебник для четвертого класса / Н. В. Матвеева, Е. Н.
Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. — 2-е изд., испр. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2008. – 239 с.: ил.
2. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие/Н.В.Матвееева,
Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. –319 с. : ил.
3. Электронные образовательные ресурсы.
4. Информатика: Рабочая тетрадь для четвертого класса: Ч. 1 / Н. В.
Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н.А. Нурова. —
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 79 с.: ил.

Вы можете обсудить этот пост комментариях или в нашем чате, который находится в верхнем правом углу сайта. Если вы не знаете как общаться в чате, то скорее жмите СЮДА! Приятного Вам общения :)

Прокомментировать

Copyright © 2018 Урок информатики All rights reserved.
Тема доработана интернет студией SMOpro, специализация которой реклама в блогах.